ПРИРОДА ЭМОЦИЙ

 

Андрей Кириллов

Художница из Санкт-Петербурга Дарья Шкелева очень легко, и, в тоже время, с глубоким знанием и пониманием рассказала о своем творчестве и предоставила фотографии со своей последней выставки. Без сомнений, творчество Дарьи имеет высокую художественную ценность. Так гармонично и лаконично сочетать смысл и глубокие знания может  только человек, обладающий настоящей любовью к миру.

Станция Мир: Дарья, расскажите, пожалуйста, о Вашем опыте познания изобразительного искусства.  С чего начался Ваш путь в искусстве и что было основой для Вас как для художницы? Кого бы Вы хотели отметить на своем жизненном пути, кто повлиял на Ваше творчество?
Дарья: Рисовать, как и многим, мне нравилось с детства. До сих пор сохранился мой автопортрет гуашью, написанный  в три года. Друг нашей семьи тогда был очень удивлен явному сходству изображения и оригинала и сохранил его у себя, презентовал его мне на 18-летие. Это был для меня настоящий сюрприз, и, естественно, прекрасный подарок был как следует оформлен и занял почетное место в моем доме.

Я закончила художественную школу при гимназии, где я получала среднее образование. Занятия вел прекрасный преподаватель Валентин Сергеевич Червяковский, доцент Санкт-Петербургской Государственной Художественно-промышленной Академии им. А. Л. Штиглиц. Валентин Сергеевич был очень милым и добросердечным человеком, поэтому ученики постоянно подтрунивали над ним, но он спускал детям все шалости. Он рассказывал нам о своем отце, о матери, умершей в ссылке от рака, о войне, о тяжелой жизни после сталинских репрессий, коснувшихся его семьи. 
Мечтой Валентина Сергеевича было восстановить Знаменскую церковь, в Царском селе, в которой его отец был настоятелем. Позднее, я прочла на сайте этой церкви, что благодаря неуемной энергии и твердости характера Валентину Сергеевичу все же удалось добиться ее полного восстановления, он был рукоположен в диакона и даже написал книгу о своем жизненном пути.

После окончания школы я поступила в университет, но не оставила занятия живописью и продолжала их в частном порядке в  мастерской Каволиной Тамары Федоровны, члена Союза художников России, преподавателя Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина.
И в дальнейшем я продолжала обучение у профессиональных художников, постоянно совершенствуя свои навыки. Очень сложно дать однозначный ответ на вопрос, кто или что именно повлияло на мое формирование как художницы, мое творчество — это, в первую очередь, отражение моей личности, мыслей и переживаний, того, что интересует и трогает меня в определенные жизненные моменты, своеобразный «инстаграм» моих эмоций. Так что влияние в комплексе оказали, так или иначе, все события, происходившие со мной с момента рождения.

 

Станция Мир: Какое ваше отношение к современному искусству?
Дарья: Я не очень понимаю термин "современное искусство", на данный момент нет однозначного определения, т. к. под это понятие попадают и работы некоторых авторов 20 века, во многом ставшие классикой, перфомансы, инсталляции, граффити на заборах и даже старые компьютерные игры (сотрудники Музея современного искусства Нью-Йорка включили "Тетрис" и "Пакман"  в коллекцию отдела архитектуры и дизайна). Я считаю, что единственным критерием на данный момент может быть реакция зрителя, если данный объект или действие затронуло кого-то, заставило задуматься или рассмеяться, в общем, вызвало ту или иную эмоциональную реакцию, то оно вполне может быть искусством, это своеобразное взаимодействие индивидов, у него отсутствует определенный стиль и жанр, это то, что происходит  здесь и сейчас на наших глазах.

Станция Мир: Дарья, мы знаем, что Вы привезли очень яркие впечатления из поездки по Республике Союза Мьянма.  Считаете ли Вы, что эта поездка на настоящий момент является чем-то основополагающим в Вашем творчестве, что ее мотивы будут прослеживаться в Ваших работах еще много лет? Или же это просто одно из впечатлений, так необходимых человеку искусства?
Дарья: Я не могу утверждать, что Мьянма будет единственным основополагающим мотивом моего творчества, мои картины и принты, посвященные данной теме, являются частью проекта Мьянмарт - искусство для Бирмы - это проект впечатление, возникший после моей поездки по одной из самых красивых частей нашей планеты – Бирме. Страна, носящая имя Мьянма, более известная остальному миру как Бирма, является одним из древнейших государств на планете. Представляя собой вместилище многих культур, но, в то же время, оставаясь довольно закрытой страной, Мьянме удалось сохранить многовековой уклад и интереснейшие традиции, удивительные, но порой кажущиеся странными.

Станция Мир: Дарья,  поделитесь  Вашими эмоциями от поездки, что Вас вдохновило? Если сравнивать Республику Союза Мьянма и Россию, то в чем сходство и различие. Как это видит душа художника?
Дарья:

Народ открытый и дружелюбный но, в то же время, запуганный и измученный годами нищеты и голода. Сильнейшая вера и “социалистический путь к Нирване”, похороны как праздник - работа "Девушки из праздничной процессии" отражает как раз такой момент из жизни бирманцев – мы застали масштабный праздник целой деревни по поводу отхода в мир иной местного настоятеля монастыря, для бирманцев – это величайшая радость, когда святой человек наконец-то отправился именно туда, где ему и положено быть. Большинство бирманцев – буддисты и поэтому к смерти относят достаточно спокойно и философски, как к переходу из одного состояния в другое.  Также там сильна вера  в астрологию, столица государства несколько раз переносилась по указанию придворных астрологов – настолько это важным казалось местным правителям.
Важнейшим героем 20 века для Мьянмы без сомнений является Аун Сан, генерал, принесший независимость своей  стране, но погибший от рук своих политических противников. В моем творчестве нашла отражение фигура его отважной дочери - лауреата Нобелевской премии мира -  Аун Сан Су Чжи - ее портрет в образе девушки в ожидании у моря и преображение в "супербирманвуман" вы могли видеть в моих работах. Аун Сан Су Чжи провела годы под домашним арестом, борясь за установление демократии в Бирме, против режима военной хунты, установившегося после гибели ее отца. Помимо Нобелевской премии в 1991 году, в 2008 году она награждена высшей наградой США — Золотой медалью Конгресса, в  2011 году вышел фильм-биография о ее жизни режиссёра Люка Бессона "Леди".
Для того, чтобы подчеркнуть стремление бирманского народа к свободе, я помещаю героев своих картин в метафизическое пространство (нуль-форму, нирвану), оставляя холст чистым, тем самым давая им свободу от контекста и самой сути реальности Мьянмы, этим объясняется отсутствие фона в большинстве работ.
Конечно, на первый взгляд бросаются именно различия между Россией и Бирмой, но, если присмотреться, то можно найти и некоторые сходства в судьбах наших стран. Мьянманский Союз — многонациональная страна, среди граждан страны есть представители более, чем ста национальностей. Также Мьянма обладает значительными природными ресурсами: нефть, золото, лес, олово, цинк, медь, вольфрам, свинец, уголь, мрамор, драгоценные камни, газ, гидроэнергия. В первой половине 20 века в Бирме шла затяжная гражданская война, в результате которой  в начале 60-х годов победу одержало командование во главе с генералом Не Вином, которое учредило однопартийную систему, объявив о создании Партии бирманской социалистической программы, и выступило с программой „Бирманский путь к социализму“. В короткие сроки был сломан прежний государственный аппарат, проведена широкая национализация иностранной и местной частной собственности, а также всей внешней торговли, государственный сектор был объявлен основой социалистической экономики, а её движущей силой — „Союз свободных от эксплуатации крестьян и других трудящихся масс“. К маю 1989 года в стране были объявлены выборы, которые со значительным перевесом выиграла оппозиционная Демократическая Лига во главе с Аун Сан Су Чжи, дочерью Аун Сана,  но  Демократической Лиге не позволили взять власть в стране, сама Аун Сан Су Чжи была помещена под домашний арест. Тем не менее, в течение 90х годов все таки происходила некоторая либерализация экономики, а также появление у государства в 2000-е значительных газовых доходов позволило обеспечить дальнейшую стабилизацию обстановки в стране. В апреле 2008 года Государственный совет огласил новую конституцию Мьянмы, её основной принцип — «дисциплинированная, процветающая демократия». Мне кажется, что некоторые из этих этапов могут многое напомнить нам из истории нашей собственной страны…

 

Станция Мир: Нам очень интересно узнать Ваше мировоззрение, человека настолько чутко чувствующего жизнь и умеющего передать ее на холсте красками!

Дарья: Если рассмотреть определение слова "мировоззрение" в философском словаре — это "система взглядов на мир и место человека, общества и человечества в нем, на отношение человека к миру и самому себе, а также соответствующие этим взглядам основные жизненные позиции людей, их идеалы, принципы деятельности, ценностные ориентации". Порой, чтобы сформулировать ответы на все эти вопросы, у человека уходит вся жизнь.  Основные принципы, которых, мне кажется, необходимо придерживаться всем живущим на этой планете  индивидам, сформулированы в большинстве религий и прописаны в законодательстве, не убивать себе подобных и развивать свои лучшие качества, борясь со слабостями и негативом.

Станция Мир: Ваши творческие планы?
Дарья: На данный момент я заканчиваю еще несколько своих проектов, один основан на исследовании современного рабочего класса, другой связан с видео-искусством. И, конечно, планирую подготовить к полной выставке все свои работы из цикла «Мьянмарт».