ТЕАТР

ВТОРОЙ РЕЖИССЕР

Евгения Гончарова

Что значит «второй режиссер ТЮЗа»? Помощник главного режиссера. Ученик главного режиссера. Или – можно сказать и так – молодой учитель, который не намного старше своих учеников. Людмила Саакян стала для своих юных актеров и для многих других людей чем-то большим, нежели просто второй режиссер новороссийского ТЮЗа «Альбатрос». Она подарила нам спектакль «Включите свет!». Во многом благодаря Людмиле и ее спектаклю новороссийский ТЮЗ в этом году стал известен всей стране… Впрочем, об этом позже. Людмила – талантливый человек, юный и мудрый, искренне любящий людей и преданный театру. Человек, который находит общий язык и с ровесниками, и с подростками, и с теми, кто на двадцать лет старше, и с теми, кто моложе на двадцать лет, кто смотрит на вас снизу вверх и доверчиво обнимает вас за ноги. Человек, по которому мы будем скучать. И которому желаем удачи. В конце сентября Людмила уезжает в Санкт-Петербург – работать и учиться.
Ее ждет Институт декоративно-прикладного искусства, специальность – режиссер.
 

Когда я впервые увидела Людмилу Саакян, она читала стихи на презентации книги «Осенние диалоги». Не зная о ней решительно ничего, я слушала ее голос, мягкий и сильный, теплый и печальный, способный передать тончайшие оттенки чувств, точно скрипка в руках настоящего музыканта.
Это потом я узнала, что красивая, обаятельная девушка, которая просто сказала мне: «Приходи в театр, когда захочешь» – второй режиссер новороссийского ТЮЗа. И, более того, что спектакль, созданный ею – «Включите свет» – мы с друзьями уже видели в феврале этого года, и все мы нашли его интересным, искренним, простым в самом лучше смысле этого слова.
Мне посчастливилось наблюдать, как проходят репетиции в ТЮЗе, как, поправляя и направляя, Людмила учит актеров главному: самому думать над ролью, чувствовать роль.
Она учит ребят из второго состава не подражать ребятам из первого. Пусть другой актер нашел удачный способ исполнять свою роль – это его способ. Ты должен найти свой собственный.
Парадокс: лицедействуя, быть искренним.
В студии удивительно теплая, дружественная атмосфера. Ее воспринимают как нечто само собой разумеющееся. Ее просто не замечают, как счастье, когда оно есть.
Думаю, эта атмосфера процентов на девяносто создана Людмилой.
Для каждого у нее найдется хотя бы ласковая улыбка. Если кому-то из актеров плохо физически или тяжело на душе, она заметит это и постарается помочь или ободрить. А если она рассержена и высказывает кому-то нерадивому все, что о нем думает, то гневная тирада завершится словами: «Но ты ведь знаешь, что я тебя люблю?».
Людмила Саакян – это человек, который искренне любит людей.
Любит своих актеров.
И свой театр.

Олег Бередин, директор Новороссийского народного театра:

– О Люде могу сказать только хорошее. Очень рад, что она будет учиться дальше, ей это действительно нужно… Надеюсь, действительно надеюсь, что когда-нибудь о ней будут говорить как об одной из известных и значимых для России женщин-режиссеров!

Светлана Ивановна Мослак, заместитель директора театра:

– Я, со своей стороны, рада, что Люда смогла организовать детей, оторвать от улицы, от бесполезных, пустых занятий – и показать им, что такое радость творчества.

Мне понравилось в Люде и то, что ей легко общаться с маленькими детьми. И детям, в свою очередь, с ней интересно.
Она устраивала для малышей настоящие экскурсии по театру! Ребята могли походить по сцене, поговорить в микрофон, увидеть, как поднимается и опускается занавес, узнать, что такое колосники и карман, падуги… Они соприкасались с новым для них миром – и вид у них был гордый, счастливый. Они потом рассказывали об этих экскурсиях родителям, друзьям.
Люда в очень короткий срок смогла стать по-настоящему театральным человеком. Человеком, влюбленным в театр.

Людмила Александровна Кузнецова, главный режиссер Новороссийского ТЮЗа «Альбатрос»:

– О Люде могу сказать только хорошее… Когда она пришла в ТЮЗ, она ничего не умела и ничего не знала – чистый лист. Не знаю, что побудило ее прийти именно в театр. У нее были тогда другие планы: стать психологом. Правда, эти планы казались не совсем определенными, как будто она еще колебалась. Театр помог ей в выборе пути, но он и изменил основное направление этого пути. Когда она окончила театральную студию, мне хотелось, чтобы она осталась. Она была прилежной, выполняла все задания, относилась к ним серьезно. У нее всегда было огромное желание постичь навыки актерского мастерства – и она этого добилась. Она очень выросла за эти годы и как актриса, и как режиссер.
– Вы могли бы сформулировать кратко, одной фразой – чему вы научили Людмилу за эти годы?
– Я не могу говорить: «Я ее научила». Она просто впитывала все то, что я делала как режиссер. Видела, как я работаю с ребятами.
– Как вы распределяли обязанности?
– Я могла ей поручить провести то или иное занятие, потом я возложила на нее все обязанности, касающиеся обучения, и сама выполняла в основном административную работу. Люда знает систему Станиславского и умеет ее применять на практике. Она вела занятия, работала с людьми – и в этом ей, между прочим, навыки психолога тоже пригодились.
– Как с самого начала вы отнеслись к спектаклю «Включите свет»?
– Когда она попросила меня дать ей возможность поставить спектакль, я была в ней настолько уверена, что сразу приняла ее идею. Вместе с ребятами они обсуждали волновавшие их темы, работали над пьесой… Всю работу она координировала сама и не показывала до самого последнего момента. Не скрою, я была приятно удивлена тем, что ребята прекрасно понимают, что такое задача, образ роли, и сами этот образ выстраивают…
– То есть для вас было в первую очередь важно, чему научились за счет этого спектакля юные актеры?
– Да, конечно. Никто не знал, что спектакль может принести и какие-то другие бонусы – тогда об этом не думали…
– Результат – готовый спектакль – вам понравился?
– Да, хорошая, крепкая вещь. За незначительными поправками спектакль получился на славу.
– Как вы считаете, спектакль изменил судьбы актеров? И если да, то в чем важность этих изменений?
– Думаю, актеры действительно изменились. Они приобрели знания, стали взрослее, научились работать в коллективе, некоторые только здесь смогли раскрыть свои таланты, побороть зажатость... Сильнее всего изменения коснулись, думаю, самой Люды, как человека, проделавшего самую большую работу. Ребята, которых она вела и выпустила – так же, как и спектакль – это повод для заслуженной гордости. Стало ясно, что ей надо учиться дальше. Она прекрасно умеет работать с ребятами разного возраста, характера. Может четко ставить задачи, рассчитанные на способности ребенка – и в то же время дающие возможность расти. То, что она поступила на режиссуру, я могу назвать правильным выбором пути. Если бы было так со всеми!
– Вы сказали, что многие дети раскрыли свои таланты. Это очень, очень важно! Для будущего, для веры в себя…
– И для выбора профессии. Неправильно выбранная профессия – почти то же, что разбитая жизнь. Детей, лишенных талантов, нет. В ком-то живет любовь к сцене, а в ком-то, допустим, к высшей математике… Главная задача – найти в ребенке зерно, которое проросло бы. Очень важно, чтобы работа была любимая. Человек, любящий свою работу – счастлив! У него каждое утро – доброе. Вот он с утра чистит зубы, одевается, пьет кофе, а сам предвкушает, что вот сейчас он займется любимым делом…
– Вы – такой человек?
– И я, и Люда. И все тюзовцы.

Неизвестно, как сложится судьба Ольги Ленской, которой предстоит сменить Людмилу на посту второго режиссера ТЮЗа. Но многое понятно уже сейчас: Ольга тоже любит ТЮЗ, любит свое дело и понимает людей, с которыми ей предстоит работать.

– Ты собираешься сохранять все, как было при Людмиле, или что-то изменить?

– И то, и другое. «Что-то изменить» для меня прежде всего значит – поставить новый спектакль. Это главное, что может произойти вообще в любом театре. Но для ТЮЗа новый спектакль имеет особое значение. Информация о спектакле «Включите свет!», выложенная в Сети, думаю, попалась на глаза кому-то из жюри. После спектакля о нас много писали – наверное, дело в этом. Мне хочется подробнее рассказать о людях, которые входили в состав жюри… Особенно запомнился Евгений Миронов. Человек держится спокойно и просто, видно, что его действительно интересуют все эти люди, которым он, может быть, дает шанс воплотить свои мечты. Вообще, когда общаешься с такими людьми, как организаторы Акции – чувствуешь душевный подъем, веришь в себя.

Небольшая справка:
8 июня этого года в Театре наций в Москве прошла Х Акция по поддержке театральных инициатив, в оргкомитет которой входят актеры Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, режиссер Кирилл Серебренников и критик Роман Должанский. Акция поддерживает театральные проекты и интересные начинания, выделяет стипендии студентам театральных вузов, поддерживает народные театры, оказывает персональные поощрения. Цель Акции, говорится на ее странице на сайте Театра наций, — «не только и не столько раздача очередных поощрений, сколько стимуляция творческой активности людей театра».
Для Акции принципиально важно, что большинство ее участников живут не в столицах. Особо радостное дело для организаторов Акции — поддержка руководителей народных театров, настоящих подвижников, редко оказывающихся в центре всеобщего внимания, но делающих важное и благородное дело.
Режиссер Людмила Кузнецова как руководитель новороссийского Народного ТЮЗа «Альбатрос» получила премию в номинации «Помощь театрам-студиям и народным театрам России».
– Что есть театр? Просто интересно знать мнение человека, который решил посвятить ему жизнь.
– Театр – и вообще искусство – это показатель здоровья духа нации. Может быть, это честное зеркало… Настоящее искусство не отражает неправду. И именно по нему можно судить о том, что окружало автора, что его волновало... Даже если речь в спектакле идет не о нашей стране и нашем времени, все равно – совершенно без почвы и без времени искусства – нет, как нет и такого человечества. Если где-то искусство под запретом или «вышло из моды» – оно все равно пробьется, прорвется, победит. Это такой инстинкт самосохранения… Потому что ни одна страна не проживет без искусства.

***
Пожелаем Людмиле Саакян счастья в Санкт-Петербурге, городе творческих людей, книгочеев и театралов. Однажды мы услышим о ее новых проектах – кто знает, что это будет? Одно можно сказать с уверенностью: это будет интересно.